Кафедральный собор

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Новоначальный в храме

Как вести себя в храме и дома

Правила и традиции православной народной жизни и христианского этикета, собранные в брошюре «Как вести себя верующему» протоиереем Андреем УСТЮЖАНИНЫМ, священником Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова, могут стать хорошим подспорьем в возрождении народного благочестия.
Брошюру можно приобрести в церковных лавках или ознакомиться с ней в Интернете по адресу: http:// wco.ru/biblio/zip/kak_vesti.zip. Мы предлагаем отрывки из нее.

У мощей арх. Сергия СребрянскогоКак приветствовать друг друга
В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.
За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».
Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!»
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям..
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!».
Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
 
Как обращаться друг к другу

Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или «эй!».

Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» – оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» – к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться «матушка» – кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери.
Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту: «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное «папаша». Монахи нередко называют друг друга «отче».

Как взять благословление
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий» или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»!), либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.
Обращение «благословите!» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх: левой.
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас...
Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника».

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству – вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите, честные отцы».

В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «благословите», ответить поклоном.
Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время – у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более, что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.?
Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение – в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке – на «вы» или на «ты»?
Конечно, к Господу мы обращаемся на «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Петр» или «отец Георгий». Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на «вы». Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».
Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместнику монастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.

Как вести себя в храме
При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Можно мысленно произнести: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Приходить в храм нужно за какое-то время до начала богослужения с таким расчетом, чтоб можно было успеть купить и поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое – возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.
До начала службы надо постараться приложиться к иконам – не спеша, с благоговением. Прикладываясь к иконам, надо целовать изображение руки, край одежды, не дерзать целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь ко кресту, следует лобызать стопы Спасителя, а не дерзать касаться губами Его пречистого лика...

Крестное знамение
Вначале мы накладываем печать креста на чело, то есть на лоб, затем на живот, на правое и левое плечи, испрашивая у Бога освящения наших мыслей, чувств, чтобы Бог укрепил наши духовные и телесные силы и благословил наши намерения. И только после этого, опустив руку вдоль туловища, совершаем поясной или земной поклон – смотря по обстоятельствам. При многолюдстве в храме, когда даже стоять бывает тесно, лучше воздержаться от поклонов, поскольку опускаться на колени, задевая и беспокоя других, мешая их молитве, вряд ли благоговейно.

Как передать свечу?
Нельзя передавать свечи, ходить по храму и тем более разговаривать во время чтения Евангелия, во время пения Херувимской песни или во время Евхаристического канона, когда священнослужитель после пения «Символа веры» возглашает: «Благодарим Господа!» и хор от лица молящихся отвечает: «Достойно и праведно...» Тем более, что во время литургии настают особо важные моменты, – это момент пресуществления хлеба в Тело Христово, вина – в Кровь Христову.
Когда священник приподнимает Святую Чашу и дискос и возглашает: «Твоя от Твоих...» (хор поет: «Тебе поем...»), в этот момент наступают самые страшные, самые ответственные минуты в жизни человека: хлеб становится Телом, вино становится Кровью Христовой.
Как рекомендуется вести себя в том случае, когда в храме много людей и нет возможности подойти к иконе праздника и поставить свечку? Лучше всего, чтобы не нарушать молитвенный мир прихожан, попросить впереди стоящих свечку передать, называя при этом икону, перед которой вы хотели бы свечу поставить: «К празднику» или «К иконе Божией Матери Владимирская», «Спасителю», «Всем святым» и т.д. Человек, который берет свечку, обычно молча кланяется и передает ее дальше. Понятно, что все просьбы надо произносить благоговейным шепотом, ни громкий голос, ни беседы при этом недопустимы.

В какой одежде ходить в храм?
Для человека далекого от веры этот вопрос вызывает затруднение. Конечно, предпочтительнее для храма однотонная одежда, а не пестрая, цветастая.
Ходить в храм надо с чувством достоинства – здесь неуместны спортивные костюмы или платья с глубоким вырезом. Должна быть более скромная, соответствующая месту одежда – не в обтяжку, не обнажающая тела. Различные украшения – серьги, бусы, браслеты – в храме выглядят нелепо: об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями.
Понятно, что в храме недопустима также косметика. Разрисовывание лица ведет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов – изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути поклоняется демонам. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты.
Сказанное относится не только к храму. Вообще христианка должна в любом месте, не только в храме, но и на работе, в гостях оставаться христианкой – должен быть соблюден какой-то определенный минимум правил, который нельзя переступить. Внутреннее чутье покажет, где надо остановиться.
Скажем, вряд ли православная девушка или женщина будет щеголять в наряде, напоминающем одеяние средневековых шутов (в уродливо обтягивающих бедра «лосинах» и свитере поверх них), вряд ли соблазнится модной среди молодежи шапочкой с рожками, очень уж напоминающими бесовские, или покроет голову платком, на котором изображена полуобнаженная девица, дракончики, разъяренные быки или нечто иное, чуждое не только христианскому, но хоть сколько-нибудь нравственному сознанию.
Вряд ли уместна и другая крайность, когда ревностные не по разуму новоначальные прихожанки с головы до ног самовольно одеваются в черное, внешне стремясь походить на монахинь или послушниц. Надо сказать, самодовольные и часто невежественные поучения, которые нередко изрекают такие прихожанки, подняв «смиренно» потупленные глазки, выглядят иногда крайне неприглядно...

Как помочь новоначальным?
Совершенно недопустимо грубо одергивать пришедших в храм впервые, говоря нечто вроде: «Куда с накрашенными губами к иконе?!. Как свечку ставишь?.. Куда лезешь – не видишь...» Это называется ревность не по разуму, за которой скрывается отсутствие любви к ближнему.
Подойти и деликатно, тихонечко сказать такому молодому человеку или девушке: «Простите, пожалуйста, но в храме не принято держать руки за спиной (или в карманах), вести шумные разговоры или стоять во время богослужения спиной к алтарю...» В некоторых храмах разумно поступают, приготовив у входа коробочку с головными платками, чтобы женщины, по незнанию или иным обстоятельствам пришедшие в храм с непокрытой головой, не чувствовали себя неуютно. Можно деликатно предложить: «Если хотите, можно покрыть голову платком, как это принято в храмах – можете взять платочек вот отсюда...» Но сказать это таким тоном, чтобы люди не оскорбились.
Не поддавайтесь суевериям
Новоначальному могут с глубокомысленным видом объяснить, что передавать свечу через левое плечо – это грех, надо-де только через правое, что если поставить, дескать, свечку вверх ногами, то человек, о котором так помолились, умрет...
Некоторые дерзают даже судить о благодати Причащения Святых Таин, утверждая, что после причастия нельзя прикладываться к руке священника, держащей крест, и к иконам – чтобы, дескать, не растерять благодать. Вы вдумайтесь только в очевидную кощунственную нелепость утверждения: от прикосновения к святой иконе теряется благодать! Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют.
Как же быть новоначальному, если его атаковали советами всезнающие «бабушки»? Выход здесь самый простой: за разрешением всех вопросов обращаться к священнику и ничьих советов не принимать без его благословения.
Ну а если тебя все же обидели грубым словом – повод ли это забыть дорогу в храм? Конечно, новоначальному вначале трудно научиться терпеть обиды. Но надо постараться отнестись к этому с пониманием, совершено спокойно. Потому что к вере нередко обращаются люди, прошедшие определенный, часто скорбный жизненный путь, с расстройством, скажем, нервной системы, или люди больные, с психическими отклонениями... А кроме того, вспомните, сколько раз и вы других обижали, хотя бы невольно, а теперь пришли врачевать свою душу. Это требует от вас немалого смирения и терпения. Ведь даже в обычной больнице от того, что вам нагрубила санитарка – вы же не оставите лечения. Так и здесь – не отойдите неисцеленным, и за ваше терпение Господь подаст помощь.

Как располагать иконы в своем доме?
У них должно быть свое место. Иконы не должны стоять в шкафу, на полках с книгами, соседство же икон с телевизором совершенно недопустимо – уж если вы не решаетесь от него избавиться, он должен быть в другом, не в «красном» углу комнаты. И уж тем более нельзя иконы ставить на телевизор.
Обычно для икон отводится лучшее место в комнате – прежде это был «красный угол», обращенный на восток. Планировка современных квартир не всегда позволяет разместить иконы в углу против входа, ориентированном на восток. Потому необходимо выбрать особое место, где удобно будет закрепить специально изготовленную полочку для икон, святого масла, святой воды, укрепить лампаду. При желании можно изготовить и маленький иконостас со специальными ящичками для святынь.
Рядом с иконами неуместно располагать фотографии близких людей – им надо определить другое достойное место.
Неблагоговейно хранить духовные книги на одной полке с мирскими – им надо отвести особое место, а Святое Евангелие, молитвослов держать вблизи икон, очень удобен для этого специально устроенный киот.

Чего не должно быть в доме православного человека?
Естественно, языческих и оккультных символов – гипсовых, металлических или деревянных изображений языческих богов, ритуальных африканских или индейских масок, различных «талисманов» (над которыми колдуны нередко перед продажей совершают магические ритуалы), изображений «чертиков», драконов, всякой нечисти. Часто они являются причиной «нехороших» явлений в доме, даже если тот освящен – ведь образы нечистой силы так и остались в доме, и хозяева как бы призывают «в гости» представителей демонического мира, держа в доме их изображения.
Внимательно просмотрите также вашу библиотеку: нет ли в ней триллеров с «ужасами», с «привидениями», книг с участием экстрасенсов, с «заговорами», фантастических произведений, которые за редким исключением, отражают реалии бесовского мира, а также астрологических прогнозов, гороскопов и прочей бесовщины, которую держать в православном доме совершенно недопустимо, а то и просто опасно с духовной точки зрения.

Как обращаться к членам своей семьи?
Многие православные даже деток называют не сокращенными, а полными именами их небесных покровителей: не Дашка или Дашутка, но Дарья, не Котик или Коля, но Николай. Можно употреблять и ласкательные имена, но и здесь нужна мера. Во всяком случае в обращении друг к другу должна ощущаться не фамильярность, а любовь. И как прекрасно звучат возрождаемые сейчас трепетные обращения к родителям: «папенька», «маменька».
Если в доме есть животные, нельзя давать им человеческие имена. Кошка Машка, собачка Лиза, попугай Кеша и иные варианты, распространенные даже среди православных, говорят о неуважении к угодникам Божиим, чьи святые имена превращены в клички.
Все в православном доме должно быть сообразно, для всего должно быть свое место. А как поступить в том или ином конкретном случае, лучше посоветоваться с духовником или приходским священником.